Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В настоящее время информатизация все более широко используется в таможенном деле. С одной стороны, это процесс обуславливается необходимостью ускорения производства таможенных операций, с другой - способствует прозрачности деятельности таможенных органов, что снижает коррупционные риски. В целях информационного обеспечения деятельности таможенных органов разработана и успешно функционирует Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС).
На современном этапе развития в условиях интеграции и усиления внешнеэкономических отношений между странами, роль таможенных органов значительно возросла. Особую актуальность приобретает вопрос взаимодействия таможенных органов с другими органами исполнительной власти РФ для усиления предпринимательской активности субъектов, а также повышение уровня функционирования экономики России в целом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями
Таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов. Их основные цели и функции представлены в статье 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Так основные задачи деятельности таможенных органов можно подразделить на 3 блока:
- экономические задачи (содействие реализации единой торговой политики таможенного союза, обеспечение экономической безопасности, взимание таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ);
- задачи регулирования таможенного дела (применение и модернизация средств таможенного регулирования);
- правоохранительные задачи (выявление фактов нарушения правил, запретов и ограничений в соответствии с таможенным законодательством, проведение следственных мероприятий).
Таким образом, можно сказать, что к компетенции таможенных органов относится осуществление таможенного дела, представляющего собой проведение таможенной политики РФ, установление порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и т.д.
Цель исследования состоит в характеристике информационного взаимодействия таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти.
Достижение этой цели в данном исследовании достигается решением следующих задач:
1. Характеристика внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ
2. Анализ проблем внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ
3. Определение роли и места информационных систем и информационных технологий при взаимодействии ФТС России с федеральными органами исполнительной власти
4. Выявление путей совершенствования информационного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти.
Глава 1. Глава 1. Применение информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов РФ
1.1. История внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и представляют собой звено общей системы органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства Финансов РФ.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются, в первую очередь Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и т.д.
С развитием информационных технологий и расширением их внедрения в повседневную практическую деятельность организаций все более актуальной становится задача управления пользователями автоматизированных информационных систем. Чем больше организация, чем больше в ней работают человек, тем больше становится различных информационных систем и подсистем, к которым необходимо предоставлять различный уровень доступа. Как следствие возникает необходимость содержать достаточно большой штат IT-специалистов, что приводит к увеличению затрат, особенно в том случае, если организация имеет свои филиалы в различных регионах страны.
Всеобщее внедрение информационных технологий в таможне началось с августа 2007 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годов)». Фактически первый ИДК, доведенный до стадии внедрения в промышленную эксплуатацию - СТ-6035. Стационарный комплекс представляет собой закрытое строение с системой отопления и освещения, позволяющий производить рентгеновское просвечивание грузов и транспортных средств. У стационарного инспекционно-досмотрового комплекса множество преимуществ. Во-первых, мощность рентгеновского излучения (высокое качество получаемого изображения), во-вторых, круглосуточная и круглогодичная эксплуатация, в- третьих, комплекс обладает возможностью осуществлять контроль в любых погодных условиях.
Информационные системы стали повседневным, привычным компонентом жизни общества, который является удобным при работе с большим количеством товаров, денежных средств, при работе с таблицами, документами и другими ресурсами.
Информационные технологии - это действия, процессы и методы поиска, хранения, обработки, распространения информации, а также умения применения средств вычислительной техники при выполнении данных функций. Данное понятие является достаточно содержательным и используется во многих отраслях жизнедеятельности человека.
Для начала разберемся с определением таможенного дела. Оно включает в себя совокупность действий, направленных на корректное ведение внешнеэкономической деятельности, используя методы таможенно-тарифного регулирования, имея четкую таможенную политику, цели и задачи. Таможенная деятельность, естественно, связана с ведением торговли, её совершенствованием и регулированием, что находится в зависимости от технологического развития.
Информация представляет собой серьезный ресурс в таможенной системе, который включает в себя различные способы контроля и обработки данных. Сейчас, информационные системы и технологии многократно используются для реализации таможенной политики и имеют в ней особое место. Так, в главе 40 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяются главные положения работы с информационными ресурсами.
К основным элементам информационного пространства на таможенной территории относятся «информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура (информационно-техническая инфраструктура и система организационных структур)».
В 1994-2000 гг. в результате создания информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации было сформировано единое информационное пространство на таможенной территории ЕАЭС.
Использование современных информационных технологий в работе таможенных органов, деятельность которых связана с растущей потребностью в обработке и анализе больших объемов различной информации, на сегодняшний день особенно актуально. Правовой фундамент декларирования товаров путем подачи документов в электронной форме был создан еще Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года, хотя эксперименты цифрового декларирования начались еще в 2002 году. И вот уже на протяжении полутора десятка лет наблюдается процесс глобальной трансформации таможенного декларирования из формата простого использования электронных документов (в том числе элементарно отсканированных) для совершения таможенных операций по оформлению товаров при их перемещении через таможенную границу и помещению под таможенные процедуры в формат новых технологий с более высоким уровнем формализации, автоматизации и передачи данных. С учетом объективной оценки текущей ситуации отмечаем, что российские таможенные органы имеют самые передовые IT-наработки и ФТС России является единственным федеральным ведомством, которое добилось работы своего программного обеспечения в режиме реального времени.
В свою очередь, ФТС России и Федеральная налоговая служба (ФНС России) обеспечивают экономические интересы страны и в значительной степени фискальные. Исполнение федерального бюджета в соответствии с законодательством обусловливает взимание различных видов платежей, представляющих собой впоследствии его доходы. Это, прежде всего, налоговые и неналоговые доходы, в их числе таможенные платежи, которые уплачиваются участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством таможенного союза и Российской Федерации.
Как показывает практика, несвоевременность их уплаты участниками внешнеторговой деятельности таможенным органам одной является из проблем неполного ежегодного поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета, а списание задолженности таможенными органами, признанной как безнадежной к ее взысканию является проблемой неполного их поступления. В свою очередь реализация программ, расходы на создание
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (Заключено в г. Женеве 30.09.1957)
2. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г. // Сборник Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. Отд. II. № 20. Ст. 176.
3. Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. (Гаага, 28 сентября 1955 г.) // Ведомости ВС СССР. 1957. № 8. Ст. 217.
4. Конвенция дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, подписанная в Гвадалахаре 18 сентября 1961 г. // Ведомости ВС СССР. 1984. № 7. Ст. 113.
5. Комиссия ООН по праву международной торговли. Рабочая группа по международному законодательству в области морских перевозок. 6-я сессия, Женева, 4 февраля 1971 г. Doc. A/C№.9/WG. III/№P. P. 28, point 58.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЗ, от 30.12.2008 № 7-ФЗ, от 05.02.2014 № 2-ФЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЗ)
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации,1994, № 32, ст. 3301.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340
10. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ »О таможенном регулировании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) // Российская газета, N 269, 29.11.2010
11. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) «О таможенном тарифе» // «Российская газета», N 107, 05.06.1993
12. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 (ред. от 08.12.2010) »О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5341
13. Приказ ФТС РФ от 01.09.2006 N 829 (ред. от 23.12.2009) »Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2006 № 8329) // «Российская газета», N 220, 03.10.2006
14. Приказ ГТК РФ от 18.12.2003 № 1467 (ред. от 11.01.2010) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом» (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.04.2010) // Таможенные ведомости», N 4, 2004
15. Зуева Т.С. Особенности внедрения электронного декларирования в работу участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на территории России //Таможенное дело. 2014. № 2.
16. Мошкина Н.А. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов на современном этапе //Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на- Дону, 17-18 ноября 2016 г.). В 2 ч. Ч. I. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2016.
17. Погодина И.В. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ //Таможенное дело. 2011. № 2.
18. Тимошенко И.В. Таможенное право: Справочник для студентов вузов.- М.: Дело, 2014 – 256 с.
19. Ткаченко И.Е. Анализ практики применения системы управления рисками в зарубежных таможенных администрациях / Отчет о НИР. – М.: РИО РТА, 2012 – 287 с.
20. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп.// М.: ИКД Зерцало, 2015- 388 с.
21. Шамахов В.А. Таможенный контроль. - М.: Софт Издательство, 2014 – 256 с.